«Похвальное слово царю Иоанну Васильевичу IV», Словцов Петр Андреевич, 1807 год
Переиздание книги 2025 года:
https://disk.yandex.ru/i/-XEPbQINB6dnfA
https://disk.yandex.ru/i/nZ-1foXXCd6PVw
Мне очень понравилась книга 1807 года издания «Похвальное слово царю Иоанну Васильевичу IV» писателя Словцова Петра Андреевича (1767 – 1843). Обстоятельно, спокойно, без истерик относительно личности царя, автор оценивает результаты его царствования, практически отвечая на вопрос: «Что делал Бог с Россией, когда держал на русском престоле царя Иоанна Васильевича четвертого?» Мы все грешные и не нам судить чужие грехи. Сказано: «не суди, да не судим будешь». Именно так и поступил автор.
Рассмотрим основные моменты его книги.
Начало царствования
Петр Андреевич пишет (здесь и далее цитирую без буквы ять):
«Твердость ума, твердость характера, престолу Царя Iоанна приседевшiя, вотъ два начала, откуда пролились щастiе въ политике, успехъ законодательства, благосостоянiе Государства; и подъ сими тремя чертами изображу царство Iоанна. Великолепному царству Вселенной изумляются; но во всемъ творенiи, по некоторому подобiю, не три ли также начала — пространство, движенiе, вещество?»
«Для благоденствiя общаго конечно должно прибегать къ силе страха или ума. Iоаннъ, будучи 18 летъ, предпочелъ последнее для народа: ибо удары разрушаютъ зданiе. Онъ первый торжественно венчался короною Мономаха среди восторга подданныхъ ... Ещё разъ сбылось, что санъ и блистательное имя не суетныя для человековъ изобретенiя. ... Благополученъ народъ, где Обладатель повелеваетъ ему величествомъ сана!»
Политика царя
«Я возвещу вамъ не о той политике, которая управляясь страстями кабинета, увлекаясь владычествомъ обстоятельствъ, жертвуя подъ часъ пользами союзниковъ, оправдывая съ ложнымъ витiйствомъ свои поступки благовидностями, то устраняется, къ чему шла, то оставляетъ, кому сопутствовала; — возвещу напротивъ о систематической прозорливости, которая разъ и навсегда поставя целiю благо Государства, покоряя себе обстоятельства впередъ изочтенныя, одолжая иногда самихъ враговъ, учреждая свои поступки по видамъ непременнымъ, шествуетъ постоянно къ начатому делу, и естьли когда уступаетъ, то наподобiе пружины, дабы действiе удара отнести на дальнейшее разстоянiе. Вотъ разумъ, которому поучаются въ дееписанiяхъ Iоанна; вотъ начертанiе Его политики!»
«Когда наконецъ умелъ такъ пользоваться обстоятельствами, что не обнажая меча, однимъ почеркомъ трактата, возвратилъ отечеству шестьдесятъ тысячь пленныхъ Россiян; пускай другiе решатъ о Немъ, спаситель ли подданныхъ или более тутъ политикъ? Россiяне, не забудьте сiю черту внести въ надпись къ Его изваянiю. Римъ воздвигалъ памятники Марiямъ, Помпеямъ и другимъ; но потомство вопрошаетъ, по скольку сотъ тысячь каждый изъ нихъ заклалъ своихъ согражданъ?»
«Благословите же сего Монарха! Онъ умелъ хитраго Легата, подъ личиною примиренiя носившаго свой идолъ, поставить въ пределахъ желаемаго влiянiя. Погибни вся человеческая слава предъ тою славою, что одинъ въ Европе Россiйской народъ остался при алтаре всемогущаго Бога, — въ томъ веке, когда Европа снова изменяла великому Существу, по умоначертанiямъ своихъ правителей или истолкователей! Торжество великое! Но въ томъ ли было все торжество Iоанна?
Я вижу более. Легатъ — Iезуитъ заставленъ домогаться въ стане нашихъ непрiятелей за наши выгоды, заставленъ въ то же время замолчать со стыдомъ о тайныхъ порученiяхъ Папы! Россiяне, ваши летописи о сихъ событiяхъ вещаютъ внятно; оне вещаютъ, съ какою мудростiю Государь, уважающiй таинствомъ веры — и тогда, какъ блескъ Его венца можетъ быть сталъ бы лучезарнее отъ главы Католическихъ Государей, попустилъ Аглинской факторiи явно помрачить исповеданiе Легата. Пускай же Европа лобызаетъ ноги у того истукана, у которого Россiя оковала простирающiяся руки!»
«Политикъ улыбается мастерскому творенiю, какое неоднократно удавалось Iоанну въ покоренiи соседственныхъ областей; но другъ народного благоденствiя благословитъ раннюю Его заботливость о торговле — заботливость по истинне въ томъ веке редкую. Съ прiобретенiемъ Лифляндiи Онъ мыслилъ основать на Варяжскомъ море торговые порты. Россiяне! Не познаете ли на семъ поприще Предтечу Петра великаго?»
«Нетъ сомненiя; Императоръ первый вообще работалъ въ той же великой раме, какую обозначилъ Царь первый для могущества Россiи.»
«Народъ всемогущихъ Монарховъ, отечество всемогущаго народа! Народъ, волею своихъ владыкъ поставленный въ судiю Вселенныя, и любящiй слышать ихъ славу — позволь, чтобы истинна, одною простотою гордящаяся, вручила для твоей памяти заглавiе политическихъ видовъ Iоанна! Оно въ общемъ выраженiи вещаетъ, что Iоаннъ предпрiял:
I. Унизить внешнихъ враговъ Россiи, собственнымъ ихъ разделенiемъ.
II. Связать съ Европейскими державами сношенiя, и противъ ихъ воли вырвать политическое уваженiе къ Россiи.
III. Искусно присоединить къ достоянiю Россiи соседственныя области, и другiя отпадшiя въ смутныя времена.
IV. Раздвинуть пределы Государства во все концы до морей, которыя и поработить на службу торговли.
Сiи усилiя, бывъ главнейше оправданы самими событiями, возвещаютъ потомству, какою силою разума отличался Монархъ, коего и предубежденiя, съ намеренiемъ предъзаятыя, достойны славы, какъ памятники праведной Его гордости.»
Законодательство Иоанна IV
«Дать законы Государству значитъ определить права и обязанности гражданъ, возвестить мщенiе за преступленiя, разчислисть всемъ и каждому степень власти и зависимости; — такой подвигъ принадлежитъ Государю необыкновенному, хотя иногда и самовластному. Но дать законы, такъ что самодержавная власть во время ихъ состава делится священнымъ правомъ, дабы по предубежденiю или самолюбiю не похитить доли изъ пользъ общественныхъ; и сама покоряется суду избраннейшихъ въ Государстве чиновъ — это подвигъ почти Отца отечества. Подъ симъ трогательнымъ титломъ теперь является намъ Iоаннъ Законодатель.»
Был создан и утвержден новый Судебник — свод законов уголовных, гражданских и государственных, издавались законодательные указы царя. Были приняты меры к исполнению законов на всей территории России.
«Я не дерзну быть Ораторомъ законодателя предъ лицемъ толь просвещеннаго собора мужей; и разве прибавлю одно примечанiе о Таможенномъ уставе 1571 года, изданномъ для Новгородской Области, тогда стоявшей въ торговыхъ сношенiяхъ съ окрестными народами».
«Пускай после сего торговцы Ансеатическихъ городовъ, знавшiе вскользь Россiю по Новгороду, пускай писатели века, къ коимъ переходили отъ первыхъ предубежденiя, за едино съ легковерными историками останутся въ заблужденiи о правленiи Царя Iоанна. Тщетнымъ мненiямъ и правленiямъ судорожнымъ бываютъ свои мгновенiя. Оне проходятъ, какъ мгновенiя; а истинна возрастаетъ, какъ время».
Благосостояние государства. Образование народа.
«Возьмите тогдашнiе пределы Государства, вы увидите, что межа Россiи, далеко Iоанномъ отодвинутая, проходила еще чрезъ блискiя къ столице грани; но возьмите размеренiя, какiя Онъ предназначалъ въ своемъ уме, вы увидите, что настоящее пространство есть осуществленiе Его думы».
«И такъ не Онъ ли первый заложилъ колоссальное творенiе, хотя по замашливости рисунка окончить принадлежало векамъ? Да почiютъ блаженныя тени Александра Невскаго и Дмитрiя Донскаго! Пылкая ихъ любовь къ отечеству увенчалась наконецъ успехами перваго нашего Помазанника».
«Думаютъ ли, что покоренiе Сибири даровано случайнымъ щастiемъ? Есть щастiе; но оно въ Государственномъ ходе значитъ определенное последствiе благонастроенныхъ причинъ, изъ примечанiя вышедшихъ; оно походитъ на неизбежной ударъ последняго шара, толкнутаго длиннымъ рядомъ предъидущихъ шаровъ».
«Думаютъ ли, что торгъ, чрезъ Белое море Аглинскимъ кораблемъ проложенный, есть благодеянiе случая?
Неоспоримо, что случай бываетъ началомъ знаменитыхъ эпохъ; но случаемъ повелеваетъ человекъ, небомъ посланный съ высокими порученiями — тогда какъ Вселенная на тоже явленiе взираетъ равнодушно».
«Изобразилъ бы, сколь смелыя требованiя посланникъ Королевы Елисаветы въ 1583 году предъявлялъ въ пользу Кампанiи, ободрясь воспылавшимъ противъ Россiи заревомъ войны. Изобразилъ бы, съ какимъ благоразумiемъ отказалъ Iоаннъ, ни увлекаясь предложенiями, ни уступая домогательствамъ Боуша. Я бы воздвигнулъ въ купеческихъ портахъ мраморные обелиски, и вырезалъ бы на нихъ замеченныя посланнику речи, что «предосудительно пользамъ Государства отчуждать отъ себя народовъ, благопрiятствуя одному изъ нихъ». Ответъ, достойный самаго лучшаго века! Незабвенный урокъ для торговыхъ трактатовъ».
«Свидетельствуюсь ещё въ истинне народнаго богатства сокровищами Государственными, всегда текущими въ известномъ равновесiи съ первымъ. Четыреста пудъ серебра, въ разныхъ подаркахъ пожалованные победителямъ Казанскаго царства, не считая тутъ поместьевъ, служатъ памятникомъ, вещающимъ о достоинстве Государства и о щедроте Государя. Награждать заслуги столь же славно, какъ и побеждать непрiятелей. Государи, по высокому назначенiю, должны быть чужды обыкновенныхъ добродетелей, какими украшаются подданные; но миръ и благословенiе Монарху, которого услаждаетъ любовь къ щедротамъ — добродетель, возвышающая величество престола, и утверждающая связь благосостоянiя!»
«Какiе подвиги, на которые бы подданный не отважилъ своего живота, видя, что Государь и отлично возвышаетъ воина победителя, и отечески искупаетъ побежденнаго — непобедимаго? Утешительно воспоминать, какъ Iоаннъ, после неудачи битвы съ Польшею, столько кратъ подтверждалъ посольству своему пещись о искупленiи военнопленныхъ! Не считая цены прочихъ, Онъ заплатилъ за четырехъ главныхъ ратниковъ, при дворе однакожъ невидныхъ, выкупа сто пятдесятъ шесть пудъ серебра. Безславiе Стефану Баторiю, не отличающему героевъ отъ невольников; и хвала Монарху, достойно ценящему свободу сыновъ отечества!»
«Но удержите чувства благодарныя, и воззрите далее, въ какомъ состоянiи Iоанномъ оставлены Государственныя сокровищницы, до временъ Его праздныя! Вы знаете, что Государь деятельный царствуетъ и по смерти, что и во дни Преемниковъ обыкновенныхъ текутъ источники, имъ же отверстые».
Народное образование
«Соберите во едино историческiя событiя, мною замеченныя. Оне проведутъ васъ къ общему заключенiю, что нетъ Государственнаго богатства безъ богатства народнаго, что безъ богатства народнаго нетъ могущества политическаго; а тамъ, где сiи три силы стекаются, естественно ознаменуется и народное образованiе, какъ дитя и другъ ихъ. Надобно ли здесь указывать благословенную колыбель сего друга и младенца, ныне мужающагося въ нашемъ отечестве?»
«Народное образованiе одушевлено въ Россiи Iоанномъ. ... Для народа главнейше нужно знанiе письмянъ; а въ семъ знанiи царствованiе Iоанна достигло успеховъ».
«Можно ли безъ примечанiя пройти, что первый Iоаннъ помыслилъ составить географическую карту своего Государства?»
«Но гораздо достопамятнейшее, несравненно торжественнейшее покровительство, какое только Государь просвещенный можетъ явить человеческому разуму, ознаменовалось первымъ въ 1564 году учрежденiемъ книгопечатанiя. Вечное хранилище истинъ и открытiй, оно одно связуетъ старую Вселенную съ новой, и блюдетъ карту заблужденiй, сумненiй и успеховъ; оно также венчаетъ безсмертiемъ Витiю и Поэта. Государи достойны благословенiя, когда законы ихъ сохраняютъ собственность нашу; но какимъ чувствомъ воздадимъ Государю, который даритъ Генiю право сохранить собственность драгоценнейшую — плодъ разума, на все грядущiя времена?»
«Не возвышается ли наше уваженiе къ Государю, когда видимъ, что въ 1581 году верховное духовенство, при воспылавшемъ противъ Россiи заговоре со стороны Европы и Азiи, — благомыслящее духовенство соборомъ положило уделить отъ церковныхъ именiй для содержанiя военного класса? Надобно бы олтарю опираться на престоле; но когда олтарь приноситъ себя въ опору престолу, жертва не значитъ ли благоговенiе къ качествамъ Монарха?»
«Какiяжъ буквы достойны знаменовать символъ благосостоянiя Государственнаго?
Когда Государь мудрою политикою установилъ достоинство Имперiи; когда победами праведными, а не хищными распространилъ могущество ея; когда стяжалъ надъ соседами столько перевеса, чтобъ противостоять и соединеннымъ ихъ напряженiямъ; когда ни для поддержанiя войны, ни для великолепiя престола не обременилъ подданныхъ налогами; когда далъ законы ...»
«Но при всей къ себе недоверчивости, я бы вырезалъ на подножiи у статуи Iоанна позлащённую надпись: Онъ наложилъ сильную мышцу на кичливые Орды, заготовилъ народъ быть великимъ, мыслилъ подъ одинъ скипетръ собрать разсеянныя Славенскiя колена, Россiи единоплеменныя».
«Не стало Iоанна, но духъ Его приседитъ Россiи! Его владычество прешло, но царствованiе безсмертно. Величiе и слава народа не умрутъ. ... Государи отходятъ, но планъ долженъ быть не нарушимъ, соответствуя только высоте образованiя».
«Россiяне! Петръ I, Екатерина II текли по Его плану; а когда священный Преемникъ Ихъ довершитъ великое дело, Iоаннъ и тогда останется IV».
Разумейте, православные: Дела Великого Царя Иоанна IV Васильевича еще не завершены.
Мы, русские православные люди, являемся наследниками его дел.
С нами Бог и победа будет за нами!
О том, как убивали семью Царя Иоанна Васильевича четвертого и, наконец, убили его самого, читайте в книге 2015 года выпуска:
Валерий Шамбаров «Иван Грозный против «Пятой колонны». Иуды русского царства», ISBN 978-5-906842-95-4.
На Литрес:
https://www.litres.ru/book/valeriy-shambarov/ivan-groznyy-protiv-pyatoy-kolonny-iudy-russkogo-carstva-19377174/
В 1621 г., при патриархе Филарете Романове, Иван Грозный был внесен в святцы с чином великомученика (с таким чином он упоминается в сохранившихся святцах Николо-Коряжемского мужского монастыря). Следовательно, факт его убийства признала церковь.
К сожалению, Валерий Шамбаров окончил последнюю главу книги на минорной ноте, хотя войны с Европой на Украине тогда еще не было. Да, врагов у России очень много, а друзей мало: армия, флот, авиация и Северная Корея. Прорвёмся.
Бог всесилен. Молитесь, творите Его дела на Земле, и Он защитит и выведет из бед, и поставит на Его стезю жизни на Земле.
Федотова Е.Г.
25.05.2025 г.
P.S.
Оригинал «Похвального слова ...»:
https://kp.rusneb.ru/item/material/pohvalnoe-slovo-caryu-ioannu-vasilevichu-iv